Миф о том, что гомосексуальная ориентация формируется в процессе внутриутробного развития

Из цикла «Мифы о гомосексуализме. Статья вторая

Начало: Миф о генетической обусловленности гомосексуализма

Сексологические консультации

Наряду с мнением, что гомосексуальность передаётся по наследству, поскольку она якобы  обуславливается генетически, что мы уже выяснили, не более чем миф, внедрённый в общественное сознание с определёнными целями, также широко распространено убеждение, что гомосексуальность формируется во время внутриутробного развития плода. Такую точку зрения, например, приписывают известному российскому исследователю социологических и культуральных аспектов сексуальности Игорю Семёновичу Кону, также апологеты предопределённости гомосексуальной ориентации до рождения ссылаются на книгу Дика Свааба «Мы – это наш мозг от матки до Альцгеймера».

Итак, что по этому поводу пишет Дик Свааб. Первое, что он заявляет, это  то, что гомосексуальная ориентация на 50 % обусловлена генетически, при этом практически ничем, кроме отсылки к близнецовому эксперименту, без уточнения  какой именно из них имеется в виду, не аргументируя это своё утверждение. Однако, в предыдущей статье, где приведён обзор научных исследований на эту тему, мы выяснили, что результаты исследований на сегодняшний день позволяют только предполагать, что существует лишь вероятность, что генетически может передаваться предрасположенность  к формированию гомосексуальной ориентации. Такая подтасовка фактов уже значительно снижает доверие к содержанию данной книги и её автору. Но, продолжим дальше.

В качестве одного из главных аргументов в пользу того, что сексуальная ориентация закладывается в утробе матери, Свааб указывает свое открытие различий в строении мозга у мужчин-гомосексуалистов и мужчин гетеросексуальной ориентации. Он обнаружил, что биологические часы мозга у гомосексуалистов по размеру в два раза превосходят аналогичную структуру мозга мужчин-гетеросексуалов. Однако, он почему-то не счёл нужным написать, на основании какого количества исследованных мозгов он сделал этот вывод, т.е. репрезентативность выборки неизвестна. Более того, дальнейшие исследования различий этих структур мозга он не проводил. Единственно, что он указывает, что аналогичная аномалия наблюдается у больных СПИД-деменцией и по его мнению, причиной этой этого является не СПИД, а именно гомосексуализм. Но, разве СПИДом болеют только гомосексуалисты? Есть много и других путей заражения и если биологические часы мозга оказались в два раза больше нормы у больного СПИД-деменцией, который ей заразился, например,  в результате переливания крови и тяги к мужчинам не имел, то каким образом её можно объяснить гомосексуализмом? И, на каком основании Дик Свааб решил, что аномальное развитие данной структуры у гомосексуалистов формируется в период внутриутробного развития? А может быть эта аномалия является не причиной, а следствием гомосексуальной ориентации?

Чтобы это открытие Дика Свааба можно было рассматривать всерьёз, необходимо понимание, а у какого процента гомосексуальных мужчин наблюдается эта аномалия, и присутствует ли она у мужчин гетеросексуальных. И, я полагаю, что если бы у Свааба данные убедительно бы  подтверждали наличие таких различий, он бы их обязательно их привёл, но поскольку их нет, то скорее всего идёт речь о случайной находке.

Ссылается Дик Свааб на эксперименты Л.Аллен и Р.Горски в США, 1992 года, в которых они выяснили, что гомосексуальные мужчины характеризуются большей связью правого и левого полушария. Однако, такими связями характеризуются вообще творческие люди, среди которых гомосексуалистов, конечно, немало. Но, большинство, вопреки распространённому обывательскому мнению, что там «все такие», всё равно, придерживаются традиционной гетеросексуальной ориентации. Также упоминаются эксперименты Иванки Савич из Стокгольма. Савич установила,  что люди гетеросексуальной и гомосексуальной ориентации по разному реагируют на феромоны. На мужские феромоны реагируют гетеросексуальные женщины и гомосексуальные мужчины, на женские – соответственно, гетеросексуальные мужчины и лесбиянки. Но, что это доказывает? Было бы странно, если бы гомосексуальные мужчины реагировали бы на женские феромоны, а лесбиянки – на мужские, их же тогда бы интересовали лица противоположного пола, а не своего и они бы имели гетеросексуальную, а не гомосексуальную ориентацию.

Сам же факт таких реакций вполне может быть объяснён выработкой соответствующего условного рефлекса: стимул т.е неосязаемый, но воспринимаемый органами чувств запах мужских феромонов постоянно подкрепляется позитивными реакциями от контакта с их носителями, в результате стимул оказывается связан с реакцией и в результате, возникают  реакции на стимул т.е. запах феромонов без контакта с их носителем, т.е. мужчиной. Ну а сам факт формирования условных рефлексов доказал своими опытами русский физиолог  Иван Павлов ещё в начале XX века.

Кроме этого, Свааб указывает, на разные реакции функциональных цепей мозга на изображения мужчин и женщин у лиц гетеро и гомосексуальной сексуальной ориентации. Гетеросексуальные мужчины и лесбиянки реагируют на изображения женщин, гетеросексуальные женщины и мужчины-гомосексуалисты, соответственно, на мужчин. Опять же, было бы странно, если бы это происходило как-то по-другому. Люди реагируют всплеском активности функциональных цепей на то, что вызывает у них интерес: если гетеросексуальных мужчин и лесбиянок интересуют женщины, вот они на них и демонстрируют реакции, реакции гетеросексуальных женщин и  гомосексуальных мужчин, соответственно, вызываются интересом к мужчинам. И, опять же, что, и каким образом это может доказывать? Мозг ребёнка тоже будет реагировать на яркую игрушку, а на какую-нибудь бесцветную, которая его не заинтересовала,  возбуждение будет отсутствовать…

Но, на основании всего этого Дик Свааб делает далеко идущий вывод о том, что мозг человека гетеро и человека гомосексуальной ориентации имеет структурные и функциональные различия, которые формируются во второй половине беременности, т.к. в этот период происходит дифференциация мозга на мужской или женский. Т.е. если дифференциации мозга, которая происходит во второй половине беременности будет соответствовать полу ребёнка, который закладывается в первую половину беременности, то у человека будет гетеросексуальная ориентация, но, если плода ребёнка мужского пола происходит дифференциации по женскому типу мозга, или у плода ребёнка женского пола мозг дифференцируется по мужскому, то на свет появиться человек с гомосексуальной ориентацией.

Глава книги, где всё это описывается, называется «Гетеро-, гомо-, и бисексуальность» [2, стр 98 — 101], но том, как формируется последняя, Свааб почему-то ни слова не написал, варианта дифференциации мозга, у него всего две. Однако, если ориентация определяется типом дифференциации мозга, если по мужскому типу, то она направлена на женщин, если женскому – на мужчин, то бисексуальная ориентация в этом случае должна определятся каким-то третьим типом дифференциации, объединяющим и мужское и женское одновременно! Но, если верить Сваабу, то получается, что или так, или так, третьего не дано.

Процесс дифференциации мозга Свааб связывает с выработкой во второй половине беременности  в организме матери гормонов тестостерона и эстрогена. Организм плода, за исключением мозга, к этим гормонам не чувствителен, но в случае аномально высокой их выработки, мозг плода оказывается уязвимым. И, если в организме матери, беременной плодом, у которого в первой половине беременности сформировались половые признаки мужского пола, происходит повышенная выработка эстрогена, то мозг дифференцируется по женскому типу, соответственно, если, сформировались признаки женского пола, а вырабатывается повышенно тестостерон, то произойдёт дифференциация мозга по мужскому типу. Анатомически это выражается в размерах центрального ядра концевой полоски в гипоталамусе. Соответственно, в случае такой дифференциации, у плода с признаками мужского пола будут размеры этого центрального ядра концевой полоски гипоталамуса как у женщины, и наоборот, у плода с признаками женского – как у мужчины.

По мнению Свааба, эта структура связана с гендерной идентичностью, т.е. с ощущением себя мужчиной или женщиной. Что же происходит,  когда рождается и вырастает человек, у которого эта концевая полоска центрального ядра гипоталамуса не соответствует полу? А происходит следующее, человек этот не будет принимать свой пол и считать, что он либо мужчина в женском теле, либо женщина в мужском. И, будет стремиться сменить свой пол на противоположный, и не успокоится, пока этой цели не достигнет.

Вроде бы всё чётко и логично. И, вполне возможно, что всё это всё происходит именно так, как пишет Свааб. Но, имеет ли это какое-либо отношение к формированию гомосексуальной ориентации? На кого направлено половое влечение у человека, психологически ощущающего себя женщиной в мужском теле? А у человека, психологически ощущающего себя мужчиной в женском? Правильно, на лиц противоположного пола от того пола, которым они себя ощущают, несмотря на сформированные у них признаки другого пола. Т.е. ориентация у трансгендеров самая что ни на есть гетеросексуальная. Поэтому, описанные Диком Сваабом механизмы половой дифференциации плода в матке объясняют происхождение трансгендерности, но к формированию гомосексуальной ориентации оказываются «притянутыми за уши», а бисексуальность не объясняют вообще никак.

Конечно, отрицать факт наличия функциональных различий мозга у лиц гетеросексуальной и гомосексуальной ориентаций бессмысленно. Они есть. Также,  как есть, к примеру,  функциональные различия у мозга профессора математики и мозга бульдозериста. По разному, же работает их мозг! Однако, никаких оснований полагать, что эти функциональные различия формируются до рождения, нет. А, если гормональный сбой во второй половине беременности у женщины приводит к структурным изменениям мозга у плода в сторону противоположного пола, то рождается уже трансгендер, а не гомосексуалист.

В том, что в мозге отражаются половые различия, никакого сомнения нет. Свааб говорит о том, что они начинают проявляться с момента рождения и в этом с ним нельзя не согласиться. В качестве доказательств он приводит наблюдения за своими детьми, в частности различия в выборе игрушек и мальчиков и девочек. А также различия в выборе изображаемых объектов в рисунках. Мальчики предпочитают играть с машинками и солдатиками, девочки – с куклами. Однако, если бы Свааб наблюдал бы не только за собственными детьми, а, к примеру, за группой в детском саду, то он бы заметил, что не всё так однозначно. Часть мальчиков, действительно, играет только в «машинки и солдатики», но другая часть, не игнорируя мальчишеские игрушки, также с удовольствием эпизодически включаются и в игры с девочками, могут найтись и такие, которые будут вообще игнорировать «машинки», играя с девочками в куклы. Также и с рисунками, не все мальчики будут изображать на них сражения и технические объекты, кто-то из них будут предпочитать рисовать цветы, более характерные для рисунков девочек. То же самое и с девочками, не все из них играют только в куклы и рисуют только человечков, цветы и бабочек, часть из них проявляют и поведение, которое более свойственно мальчикам.

Всё это проявляется и во взрослом возрасте. И, легко заметить, что среди женщин есть женщины, посмотрев на которых, можно сказать, что они «настоящие женщины» и есть женщины, которые выглядят не столь женственно, в них есть и что-то мужское. То же самое и мужчинами, среди них есть и те про которых говорят, что они «настоящие мужики», так и те, которые совсем не производят впечатления «мачо». И всё это может проявляться как во внешности, так и в характере, выборе профессиональных занятий и увлечений, стиле мышления. Например, женщины могут предпочитать мужской стиль в одежде, стремиться к занятиям, которые традиционно считаются мужскими, например, заниматься тяжёлой атлетикой, увлекаться рыбалкой и охотой и т.д. Что-то подобное, но уже в обратную сторону могут демонстрировать и мужчины. Что касается особенностей мышления, то, не зря же говорят про «мужскую» и «женскую» логику, но опять же, далеко не всем женщинам присуща логика именно женская, а мужчинам – мужская.

У одних наличие качеств противоположного пола заметно, что называется «невооружённым взглядом». У других они могут быть абсолютно незаметны, но могут проявиться в каких-то ситуациях или в какой-то деятельности. И, скорее всего, людей, которым были бы присущи исключительно качества своего пола, на самом деле нет, в каждом человеке, независимо от пола в том или ином соотношении представлены и как качества, которые ассоциируются с биологическим полом человека и так с полом, противоположным биологическому. Всё это нашло отражение в древнем даосском символе «Иь-Янь», который и символизирует наличие в мужском женского, а в женском – мужского.

Значительные сдвиги в сторону феминности у мужчин или маскулинности у женщин Дик Свааб также объясняет наличием гормонального дисбаланса в организме матери во второй половине беременности. Однако, вероятно, что здесь могут иметь место не только гормональные, но и генетические факторы. Нередко можно наблюдать, что если папа  — «мачо», то и сыновья у него, как правило, будут такие же «мачо», если у папы более выражены феминные качества, то есть значительная вероятность, что то же самое можно будет наблюдаться и у его сыновей.

Поскольку наличие значительно выраженных феминных черт у мужчин и маскулинных у женщин отражается на поведении, то, вероятно, это каким-то образом будет сказываться и на их поведении в сексе. По моим наблюдениям,  например, у «феминных» мужчин могут иметь место сексуальные фантазии, связанные с проникновением в них, а у «маскулинных» женщин, наоборот, желание «проникнуть в другого», есть и другие особенности. Но, будет ли это отражаться на сексуальной ориентации человека?

Женщина, которую за глаза называют «пацанкой», которая ходит исключительно в брюках, не признавая платья, водит огромный джип и с большим удовольствием ходит на рыбалку, может оказаться страстной любительницей мужчин, которой и в голову не приходит, что можно заняться сексом и с женщиной. А, женщина, которая является просто воплощением всех женских качеств,  на самом деле вполне может оказаться лесбиянкой. То же и с мужчинами, мужчина, в котором достаточно сильно выражены феминные качества, может иметь целый «гарем» любовниц, а «мачо»… Приходили ко мне на консультацию «мачо», ни за что бы не заподозрил гомосексуальную ориентацию, если бы не был озвучен запрос о проблемах во взаимоотношениях с сексуальными партнёрами мужского пола.

И получается, что сама по себе «маскулинность» у женщин, или «феминность» у мужчин ещё не говорит о том, что человек имеет гомосексуальную ориентацию. Вне зависимости от степени выраженности у человека этих качеств, человек может иметь гомо, бисексуальную, или, что и бывает в большинстве случаев, традиционную гетеросексуальную ориентацию. Поэтому, утверждения Дика Свааба и других, кто придерживается мнения о том, что гомосексуальная ориентация формируется во второй половине беременности в результате гормонального дисбаланса, не имеют под собой никаких оснований.

Что же касается точки зрения Игоря Кона, то она далека о той, которую ему пытаются приписать. Проанализировав в своей книге «Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви» множество исследований, в т.ч. и исследования Д.Свааба, Кон делает следующий вывод: «природа задает предрасположенность, склонность к той или иной сексуальной ориентации, только социальный опыт индивида определит, как именно эта склонность проявится и что из нее разовьется» [1, стр 37]. Т.е. решающим является именно социальный опыт, биологические факторы могут лишь в той или иной степени способствовать факту обращения сексуального влечения у человека на свой пол, но ни в коем случае не являются определяющими. И с этим нельзя не согласиться.

Соотношение «феминности» и «маскулинности» в той или иной степени вне зависимости от пола всегда присутствует в человеке и действительно формируется до его рождения и определяется генетическими и гормональными факторами. Это, по всей вероятности, можно считать научно доказанным фактом. Но, гей-прогандисты, подменяя понятия, выдают это за всеобщую бисексуальность, хотя непосредственная связь с ориентацией даже в случае заметных сдвигов в сторону феминности у мужчин  или маскулинности у женщин отсутствует,  и  за формирование гомосексуальной ориентации во внутриутробном периоде развития. Таким образом, формирование гомосексуальной ориентации ещё в утробе матери до рождения человека и в связи с этим её предопределённость и неизменяемость после рождения – это не более чем миф!

Библиографический список:

  • Кон И.С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. — М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998. -496с.;
  • Свааб Дик. Мы – это наш мозг: От матки до Альцгеймера/пер. с нидерл. Д.В.Сильвестрова. – Спб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2014. – 544 с., ил.
Поделитесь с друзьями