О скандальной постановке оперы Вагнера «Тангейзер» в Новосибирске
История с постановкой оперы Вагнера «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета наделала так много шума, что обратила на себя и моё внимание, хотя я и не являюсь уж очень большим поклонником оперного искусства. Пытаясь разобраться в сути конфликта, я посвятил несколько вечеров изучению статей, интервью и комментов на эту тему.
Главный вывод из всего этого я сделал такой, что в этой истории нет однозначно правых и виноватых, у каждой из противоборствующих сторон есть своя правда, и главная проблема здесь состоит в том, что в обществе не нашлось такой силы, такого «арбитра», который бы принял такое решение, которое бы разрядило бы ситуацию и привело бы противоборствующие стороны к равновесию и постепенному снятию напряжения. По логике вещей таким арбитром должно было быть министерство культуры, но именно действия министра культуры Владимира Мединского завели эту историю в полный тупик, превратив её в театр абсурда, достойный пера Эжена Ионеску и Самуэля Беккета.
Итак, начнём сначала. Молодой режиссёр Тимофей Кулябин и умудрённый опытом театральный директор Борис Мездрич решили поставить оперный спектакль и непростой, а скандальный, и не просто скандальный, а очень скандальный и скандал им нужен был обоим. Первому – потому, что благодаря хорошему скандалу можно войти в историю искусства, даже не обладая большим талантом, для примера можно привести хотя бы художника по имени Марсель Дюшан, кто бы помнил сейчас его имя, если бы он когда-то не спровоцировал скандал, выставив на художественной выставке писсуар из общественной уборной, но, поскольку он первый додумался до такого маразма, о нём написано во всех трудах по истории современного изобразительного искусства и он даже стал считаться «классиком». Борису Мездричу скандал был тоже нужен, т.к. скандал – это бесплатный пиар для театра и, как следствие, хорошая касса. А деньги то театру ой как нужны, особенно, если судить по тому факту, что с прошлого года Новосибирская служба занятости ищет для оперного театра главного дирижёра на зарплату аж в 25 тыс. деревянных в месяц! А, если такие смешные деньги в НГАТОБе собирались платить главному дирижёру, то можете себе представить, за какие нищенские зарплаты там вынуждены работать артисты оркестра, хора, балета и т.д.!
Однако, планируя скандал, нужно было задуматься и о его последствиях, особенно если сиё действо происходит на сцене государственного театра, существующего за бюджетные деньги. Огромный плакат на сцене с изображением Христа между женских ног – это абсолютно недопустимое кощунство! И у умудрённого опытом Мездрича должно было хватить мудрости на то, чтобы поставить хоть какие-то этические рамки распоясавшейся фантазии молодого режиссёра! Но увы, чувство меры здесь Мездричу изменило.
Скандальная премьера состоялась в конце декабря 2014 года. Реакция митрополита Новосибирского и Бердского Тихона последовала незамедлительно – в январе 2015года он направил в прокуратуру письмо, что явилось поводом для возбуждения дела в отношении Мездрича и Кулябина по ч. 2 ст. 5.26 КоАП РФ (умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение), а перед спектаклями Тангейзера перед оперным театром стали собираться массы протестующих верующих с плакатами «Дорога в ад».
Адекватной ли была такая реакция? Я в этом сильно сомневаюсь, потому, что именно благодаря такой реакции Тимофей Кулябин, имя которого знали лишь в узком кругу завзятых театралов, стал известным на всю страну режиссёром и получил приглашения ставить спектакли в ведущих столичных театрах. Т.е. получил всё то, чего он этой провокацией добивался и даже больше. С моей точки зрения куда более целесообразным было наоборот, как можно меньше привлекать такое внимание к этому спектаклю, можно было попытаться провести переговоры с администрацией театра и попросить убрать скандальный баннер, но, увы, оказалось, что пиар нужен не только создателям спектакля.
Как ни странно, но Центральный мировой суд, в который поступило дело, принял вполне разумное решение. На заседании, на котором рассматривалось дело, и на котором, по свидетельству очевидцев «яблоку было негде упасть», суд не усмотрел признаков преступления по ч. 2 ст. 5.26 КоАП РФ. Однако суд не смог в этой истории поставить точку – на его решение был вынесен протест прокуратуры, который, правда, впоследсвии был отозван и дело было всё-таки прекращено, а депутаты-единороссы из Новосибирского Заксобрания написали письмо министру культуры Мединского, обвинив Бориса Мездрича в профнепригодности.
Возможно, меня кто-то сейчас попытается поймать на противоречии: выше я назвал постер с изображением Христа между ног обнажённой женщины недопустимым кощунством и в то же время считаю решения суда правильным. Но противоречия здесь никакого нет. Никто ведь не заставлял верующих людей смотреть этот спектакль, и никто их не тащил в театр силой. А если человек случайно пришёл, то можно уйти и сдать билет в кассу. Но ведь никто же не сдал и, наоборот, спектакли проходили с полным аншлагом! Поэтому, с моей точки зрения суд поступил абсолютно правильно, оставив это кощунство на совести создателей спектакля.
Обсуждая новосибирскую постановку Тангейзера многие комментаторы находят аналогии дела Тимофея Кулябина и Бориса Мездрича с делом небезызвестной арт-группы Pussy Riot. Однако между скандальным спектаклем в Новосибирске и выходкой наглых девиц в храме Христа-Спасителя не только нет ничего общего, более того, эти явления по сути дела диаметрально противоположны. Ворвавшись в храм и устроив на глазах пришедших для молитвы людей непотребное действо, группа Pussy Riot действительно оскорбила чувства верующих и дело на них было заведено абсолютно закономерно и справедливо. У суда в этом случае, к сожалению, не хватило мудрости, чтобы назначить им адекватное наказание, значительно целесообразнее их было направить на длительные общественные работы, а не давать им тюремные сроки, поскольку это их автоматически превратило в «жертв режима и борцов за свободу» и опять же позволило им получить соответствующий пиар, видимо ради которого они всё это и затевали.
Но Мездрич с Кулябиным вместе с полуголой труппой и непотребным постером ведь не врывались в храм и не устраивали там представление Тангейзера на глаза у верущих! Наоборот, это верующие люди пытаются вмешаться в работу театра, который является светским учреждением. А это уже ни что иное, как нарушение Конституции РФ!
Апофеозом противостояния явилось молитвенное стояние на площади Ленина в воскресенье, 29 марта на которое пришло несколько тысяч человек с иконами, крестами и флагами, и на котором присутствовал депутат Госдумы Николай Валуев. А на следующий день на скандальный спектакль наконец-то отреагировал министр культуры Владимир Мединский. Реакция эта удивила всю страну и имела эффект разорвавшейся бомбы. Борис Мездрич был уволен, а на его место был назначен Владимир Кехман, человек, во первых, имеющий ещё более скандальную репутацию чем режиссёр Тангейзера Тимофей Кулябин, во вторых, человек, к которому имеются большие претензии у правоохранительных органов, и в третьих, совместитель – Кехман, управляя Новосибирским оперным театром собирается параллельно управлять и Михайловским оперном театром Санкт-Петербурга, в котором он директорствовал и ранее.
Управлять одним из самых крупнейших театров страны по совместительству – это такой же нонсенс, как быть президентом двух стран по совместительству, ведь театр, особенно такой как Новосибирский театр оперы и балета – это как бы государство в миниатюре и тот, кто берётся всем этим управлять, должен посвятить всего себя этому процессу. Кехман же собирается летать каждую неделю в Петербург туда и обратно и интересный вопрос, на который пока не дал ответ ни министр ни сам Кехман, за чей счёт он собирается это делать? За счёт бюджета театра?
Первое что сделал Кехман в Новосибирске – снял оперу Тангейзер с репертуара театра. Об этом он отчитался на всю страну в программе «Вечер с Владимиром Соловьёвым». Однако, оказывается, он сделал это не потому, что спектакль скандальный и ему были даны на это указания сверху, а потому что дирижировать оперой некому. С дирижёром Айнарсом Рубикисом контракт закончился, а нового он пока найти не может. С точки зрения Кехмана музыкально спектакль сделан безупречно, и вот найдёт он дирижёра, и тогда снова будет идти Тангейзер в Новосибирске. Но кто в это может поверить? В Новосибирском театре оперы и балета есть свои, не менее талантливые, чем Айнарс Рубикис дирижеры, ученики прославленного маэстро Арнольда Каца – Петр Белякин, Евгений Волынский, Александр Новиков. Неужели никто из них не справится с Тангейзером? Да и когда ставиться оперный спектакль, с дирижёром-постановщиком над постановкой всегда работает и дирижёр-ассистент, который должен встать за пульт, если по каким -либо причинам дирижёр, поставивший спектакль это сделать не может.
Замечу, что Владимир Кехман производит впечатление очень энергичного человека с большими связями, и может быть его назначение пошло бы на пользу и театру и культуре города в целом, если бы оно произошло в обычном рабочем порядке, и после того как претензии правоохранительных органов к нему были бы сняты, и, естественно, при условии, что его управленческие усилия не будет распыляться на два театра сразу.
Но, та форма, в которой это назначение произошло, просто не могла не вызвать протеста у жителей Новосибирска и не только у них. Новость об этом назначении, опубликованная на сайте НГС, собрала, наверное, рекордное количество комментариев, при этом на один условно положительный отзыв об этом приходилось несколько десятков комментариев, в которых это назначение мягко говоря, не одобряется. И, 5 апреля, через неделю после молитвенного стояния против Тангейзера на этом самом месте возмущенные таким решением жители Новосибирска провели митинг в защиту «За свободу творчества», и попытались защитить оперный театр и постановку «Тангейзер». При этом выступающих в защиту Тангейзера оказалось как минимум в два раза больше, чем протестующих неделю назад! Среди требований собравшихся было увольнение Кехмана, возвращение в театр Мездрича, возобновление спектаклей Тангейзера и отставка министра культуры Владимира Мединского. Петиция на имя Президента РФ с требованиями митинга за четыре дня собрала 10000 подписей.
В том, что постановка Тангейзера была спланированной провокацией и затеяна ради скандала, в этом я с Кехманом полностью согласен. Но, как вы думаете, будет ли человек в здравом уме и трезвой памяти тушить пожар, заливая его бензином? Но именно таким образом поступил министр культуры Мединский, вместо того, чтобы найти такое решение, которое снизит градус напряжённости и будет способствовать разрешению конфликта, что называется, подлил масла в огонь таким кадровым решением и снятием постановки Тангейзера с репертуара.
Этот конфликт невозможно разрешить, поддержав в нём одну из его сторон потому, что у каждой из сторон есть своя правда. Безусловно, создателям спектакля нужно было дать понять, что свобода творчества не есть вседозволенность, а противоположной стороне конфликта нужно было с одной стороны дать сигнал о том, что их позиция услышана и все возможные меры принимаются, но при этом, Конституция у нас одна для всех и никто не имеет право её нарушать. И, ни в коем случае нельзя было увольнять директора театра, по крайней мере, прямо сейчас и запрещать спектакль. Вполне достаточно было убедить создателей спектакля убрать из него самые раздражающие моменты. Скандальный баннер, кстати, они убрали и без вмешательства министра.
Поэтому требование отставки министра культуры абсолютно справедливо. В этой ситуации, он, к сожалению, принял решение, которое хотя и не юридически, но фактически нарушает статьи 14 и 44 Конституции Российской Федерации. Интересно, а что скажет по этому поводу её Гарант? Ждём…
Поделитесь с друзьями