ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ У ЛИЦ С ПАНИЧЕСКИМИ АТАКАМИ

В статье рассматриваются психологические предпосылки возникновения панических атак, в частности особенности психологической зрелости личности у лиц с паническими атаками. Проведено сравнительное исследование компонентов психологической зрелости личности и статусов эго-идентичности у лиц, страдающих паническими атаками и здоровых лиц и корреляционный анализ зависимости частоты приступов панических атак с уровнем развития психологической зрелости и статусом эго-идентичности. Результаты исследования показывают, что у лиц с паническими атаками выявляются высокие показатели развития ответственности и низкий уровень позитивного мышления при общем низком уровне развития психологической зрелости личности и недостигнутой эго-идентичности по сравнению со здоровыми лицами, что интерпретируется как психологический механизм возникновения панических атак.
Ключевые слова: панические атаки, паническое расстройство, тревожность, психологическая зрелость личности, эго-идентичность.

Панические атаки являются распространённой причиной для обращения к психологам и к врачам психотерапевтам, психиатрам, неврологам. По данным исследований, распространённость панических атак как систематически проявляющейся проблемы составляет в разных странах от 2,4 до 5% населения [4] . В связи с этим имеется большая необходимость в создании методов, позволяющих эффективно решать эту проблему, и в научных исследованиях, результаты которых могут быть положены в основу их создания.

Паническая атака представляет из себя приступ тревоги пароксизмального характера, сопровождаемый рядом вегетативных симптомов, такими как учащённый пульс, потоотделение, одышка, головокружение, тремор, онемение конечностей и др. Поскольку видимые причины приступа, как правило, отсутствуют, и рациональному объяснению не поддаются, то вегетативная симптоматика сопровождается острыми страхами, такими как сойти с ума, потерять контроль, страх смерти. Поскольку острота проявления симптомов может быть настолько сильной, что человеку реально может казаться, что он умирает. Также паническая атака часто сопровождается ощущениями дереализации и деперсонализации, могут быть явления парестезии.

Пережив приступ панической атаки, люди начинают опасаться новых приступов, прислушиваясь к ощущениям в теле, а также избегая мест где по их мнению может возникнуть приступ и им могут не оказать помощь. Такие тревожные ожидания могут провоцировать новые приступы. Частота приступов более 4 месяц на протяжении не менее 2 месяцев согласно критериям МКБ-10 даёт основания для постановки диагноза умеренное паническое расстройство, код 41.00, и более 4 приступов в неделю на протяжении не менее 4 недель – тяжёлое паническое расстройство, код 41.01. При этом панической атакой, согласно критериям МКБ, можно считать приступ, включающий в себя одновременно не менее 4-х симптомов [13].

Физиологические реакции, образующие приступ панической атаки, по сути, аналогичны реакциям, возникающих в организме человека как ответ на реальную опасность. Но, поскольку реальная угроза, от которой нужно обороняться или спасаться бегством отсутствует, тот ресурс, который получен организмом для действий по спасению, а именно выброс в кровь большого количества адреналина, который должен стимулировать эту активность, начинает оказывать разрушительное действие на организм, что выражается в появлении ряда симптомов вегетативного характера, сочетание которых может быть различным. По данным А.С.Шикова и Э.З.Якопова, клиническая картина приступа панической атаки может иметь более 700 вариантов [19].

Структура панической атаки состоит из вегетативного компонента, т.е. вегетативного криза — набора симптомов, свидетельствующих о возбуждении вегетативной нервной системы и эмоционального компонента, т.е. панической реакции человека на данные симптомы, их эмоциональной окраски. Поэтому, если в случае внезапного появления таких симптомов человек всё-таки сможет сохранить спокойствие, то вегетативное возбуждение, как правило, проходит быстрее, и если у данного криза отсутствуют соматические причины, он либо остаётся единичным явлением, либо в последующем кризы происходят уже в менее интенсивной форме и через некоторое время угасают совсем.

Соответственно, панические атаки могут быть как явлениями психосоматического характера, т.е. не иметь в своей основе каких-либо заболеваний, и быть обусловленными причинами психологического характера, так и, что бывает значительно реже, носить характер вторичного расстройства. На это указывает Б.Ж.Богер, исследование которого показывает, что повышенное внимание к симптомам вегетативного характера, которые связаны с наличием заболевания соматического характера, приводит к прогрессированию данного заболевания и обострению данных симптомов [22]. Существует довольно многочисленный спектр соматических нарушений, которые могут проявляться в т.ч. и симптомами вегетативного характера – это тиреотоксикоз, гипертонический криз, органические поражения гипотоламуса, лимбической системы, эпилепсия и др. Также данная симптоматика может быть и проявлениями нарушений психиатрического характера – шизофрении, эндогенной депрессии. Поэтому все эти нарушения могут лежать в основе приступов панических атак, а среди них есть и состояния, представляющие реальную угрозу для жизни человека. Необходимость тщательной дифференциации в диагностике данных состояний подчёркивают О.С.Левин [7], Л.С.Немых [11].

Долгое время панические атаки не отделялись от других состояний, вызванных кризами вегетативного характера, и пациентам с жалобами на панические атаки ставились диагнозы типа кардионевроз, вегетососудистая дистония, симпато-адреналовый криз, вегетативный криз. Как самостоятельная нозологическая еденица, паническое расстройство появилось только в 1980 году в DSM-3. Также долгое время панические атаки считались исключительно медицинской проблемой, однако невысокая эффективность медикаментозных методик в работе с такими состояниями – по данным исследований О.А.Липовой, Г.В.Соколовского, в большинстве случаев после отмены препаратов приступы панических атак через некоторое время появляются снова [8] — побудило к поиску причин, приводящих к панических атакам.

С точки зрения О.А.Липовой, Г.В.Соколовского есть несколько наиболее заслуживающих внимания теорий происхождения панических атак -, генетическая, катехоламиновая, психоаналитическая, поведенческая (бихевиоральная) и когнитивная [8]. Катехоламиная теория объясняет происхождения панических атак аномальным выбросом в кровь катехеламинов, вырабатываемых в надпочечниках. Это объясняет появление вегетативные реакций, но, никоим образом не объясняет причины, которые провоцирует выброс катехеламинов. Генетическое происхождение панических атак не подтверждают проведённые научные исследования [23], поэтому можно предположить, что наличие панических атак в нескольких поколениях одной семьи может быть связано скорее с влиянием одинаковых социальных и психологических факторов, а не с тем, что по наследству передаётся предрасположенность к ним.

Психоаналитическая трактовка симптомокомплекса панических атак исходит из представления о психике как о замкнутой энергетической системе и рассматривает приступ панической атаки как выброс энергии, накопленной в результате неосознаваемого внутриличностного конфликта. Бихевиоральная трактовка рассматривает паническую атаку как результат условного рефлекса, возникшего на первое проявления симптомов вегетативного возбуждения, а когнитивная, как их ошибочную интерпретацию как угрозу для жизни, в результате чего, при малейших признаках её появления приступы повторяются. При этом данные об эффективности применения в работе с паническими атаками какого либо одного психотерапевтического метода в изолированном варианте отсутствуют. Однако, исследования Е.М.Дзюман, Г.Ф.Михеевой показывают высокую эффективность групповой и индивидуальной терапии, построенной на интегрировании принципов бихевиоральной , когнитивной и аналитической терапии в закреплении результатов медикаментозной терапии панических расстройств [4]. На основании этого исследователи делают вывод о том, что формирование симптомокомплекса панических атак связано, прежде всего, с особенностями личности человека, определяющими его недостаточную способность справляться со стрессовыми ситуациями и эмоциональными переживаниями, которые с ними связаны.

Научные исследования психологических особенностей лиц, страдающих паническими атаками, были начаты только в последнее десятилетия, поэтому научно-подтверждённые данные об этом феномене имеют в настоящее время пока фрагментарный характер. Проведённые исследования подтверждают, что приступы панических атак могут быть связаны с имевшими ранее психотравмирующими ситуациями, которые имели в основном затяжной характер и эмоциональными состояниями, связанные с их переживанием [10, 20, 25]. Также выявлены психологические особенности лиц, склонных к паническим атакам, исследования показали, что это такие черты как категоричность мышления, перфекционизм [1, 28], склонность к катастрофизации и преувеличению негативных последствий событий [3], пессимизм, тревожность, обострённое переживание чувства вины [12, 14, 16]. Также установлена связь между проявлением сипмтомокомплекса панических атак и аномально низким или наоборот, аномально высоком уровне эмпатии у человека [24]. Поддерживающими факторами, согласно исследованиям, являются тревожная чувствительность – концентрация внимания на неблагоприятных ощущениях в теле, которые по мнению человека могут сигнализировать о наступлении приступа [25, 27] и во многих случаях — вторичная выгода, которая заключается в возможности отказаться от социальных контактов, вызывающих тревогу и получения средства манипуляции окружающими [9].

Нетрудно заметить, что, установленные в результате исследований психологические характеристики лиц, страдающих паническими атаками, имеют непосредственную связь с уровнем формирования психологической зрелости личности и его компонентов. Это говорит о необходимости исследования не только отдельных черт личности, а о комплексном исследовании у этих лиц данного феномена.

О зрелой личности как о неком образце, к которому человек должен стремиться в своём развитии размышляли философы и писатели с глубокой древности, поэтому начало исследования феномена психологической зрелости личности было положено, как только психология начала своё развитие как наука. И практически все многочисленные теории личности, как научного характера, так и содержащиеся в практических психотерапевтических направлениях предлагают своё понимание данного феномена.
В психоаналитических психотерапевтических направлениях, например, под психологически зрелой личностью можно считать представления о генитальном человеке у Фрейда и Райха, представление о личности, овладевшей архетипом Самости у К.Юнга. В ранне-психологических теориях личности заслуживает внимание теория П.Жане о четырёх уровнях поведения человека, при котором психологически зрелой личностью может считаться человек, способный к поведению высшего, четвёртого типа, а именно к поведению, в котором свобода от ограничений сочетается с ответственностью и характеризуется сознательным подходом в построении своей индивидуальности и способностью к контактам с индивидуальностями других [15]. В отечественной психологии значительным вкладом в развитии представлений о психологической зрелости является теория А.Ф.Лазурского о типах личности [6]. В этой теории психологически зрелой личностью можно считать так называемый «чистый» тип, т.е. личность, в которой эндопсихический вектор развития личности оптимально сочетается с экзопсихическим, благодаря чему человек проявляет и развивает свои лучшие качества. Положения теорий П.Жане и А.Ф.Лазурского получили своё дальнейшее развитие в культурно исторической психологии Л.С.Выготского, на которой основаны отечественные теории психологической зрелости личности.

Появление психологической зрелости личности как самостоятельного объекта для изучения связано с именами Г.Олпорта и А.Маслоу. Г.Олпорт выделил 6, а А.Маслоу – 15 признаков, составляющих своеобразный «портрет» психологически зрелой личности. Помимо создания «портрета», начались и поиски психологических механизмов, определяющих возможности достижения личностной зрелости. В качестве такого основополагающего механизма можно считать концепцию эго-идентичности в теории возрастных кризисов Э.Эриксона [21]. С точки зрения Э.Эриксона, личность в своём развитии проходит восемь этапов, при этом переход на каждый новый этап сопровождается кризисом идентичности, поскольку каждый этап ставит свои задачи для её формирования. Формирование (по Э.Эриксону — достижение) эго-идентичности происходит в результате решения стоящих перед личностью на данном этапе развития и интериоризации ценностей этого этапа. В случае, если этого не происходит, т.е. выход из кризиса неблагоприятный, то идентичность не достигается, и происходит её диффузия. Например, неблагоприятный выход из первого возрастного кризиса приводит к тому, что базовое доверие к миру не формируется, что в свою очередь приводит к тому, что данному человеку будут свойственны такие качества как тревожность, пессимизм, замкнутость, неуверенность в себе и т.д.

Теория эго-идентичности получила своё дальнейшее развитие в трудах Д.Марсия [5], Е.Л.Солдатовой [18] и др. Если с точки зрения Э.Эриксона эго-идентичность могла находится в двух статусах, т.е. быть достигнутой (автономной), либо быть спутанной (диффузной), то структура эго-идентичности Д.Марсиа имеет четыре статуса, кроме достигнутой диффузной, эго-идентичность может быть в предрешённом статусе, который свидетельствует о том, что личность вошла в нормативный кризис, который пытается разрешить, опираясь на старые ценности, и статусе «мораторий», который говорит о том, что человек ведёт активные поиски своей идентичности и критически переосмысляет ценности и цели. В концепции эго-идентичности Е.Л.Солдатовой, в отличии от Д.Марсия, статус мораторий отсутствует, а предрешённый статус рассматривается как статус входа и выхода из нормативного кризиса.

К настоящему времени имеется множество подходов к определению того, чем является психологическая зрелость личности, каждый из которых имеет своё понимание её структуры и свой набор маркёров-характеристик психологически зрелой личности. Исследования показали, что для определения психологически зрелой личности используется более 50 таких характеристик [26]. При этом, общим во всех моделях психологической зрелости является способность человека к автономности, ответственности, эмоциональной саморегуляции, а также отсутствие когнитивных искажений (реалистичное восприятие действительности).

Проведённый анализ многочисленных подходов к определению психологической зрелости личности позволяет сделать вывод, что психологическая зрелость личности – это конструкт в психике, образуемый в результате взаимодействия индивидуального и социального векторов развития личности, отвечающий за смысложизненные и ценностно-мотивационные ориентации человека и определяющий степень эффективности деятельности человека и взаимодействия личности с социумом и с самим собой. Психологическая зрелость личности проявляется во множестве аспектах, основными из которых являются ответственность, адекватность и реализм в восприятии мира (позитивное мышление), самоактуализация, терпимость, автономность, открытость к опыту, способность к эмпатии и построению взаимоотношений и др. Психологически зрелая личность характеризуется адекватной я-концепцией – динамичной системой представлений человека о самом себе, которая позволяет человек принимать себя и опираться на свои силы, и достигнутой эго-идентичностью.

Целью настоящего исследования было выявление наличие взаимосвязи между особенностями формирования компонентов личностной зрелости и наличием у человека симптома панических атак. Исследование проводилось в 2020 – 2021 годах на базе психологического центра «Альмира», г. Новосибирск. Объём выборки составил 96 человек. Из них 48 человек, из них 42 женщины и 6 мужчин, составили экспериментальную группу, в которую были включены лица, испытывающие приступы панических атак на протяжении не менее двух месяцев, со средней частотой приступов от 2 до 40. В контрольную группу также вошло 48 человек, 37 женщин и 11 мужчин, соответственно, лица, проблем с паническими атаками не имеющие. Для того, чтобы обеспечить возможность корректного сравнения результатов, в контрольную группу включались лица в том же возрастном диапазоне и соответствующие образовательному уровню участников экспериментальной группы. Таким образом, возрастной диапазон участников и экспериментальной и контрольной групп составил от 18 до 61 года, преимущественно студенты и лица с высшим образованием, а также в каждой группе по два участника, имеющие научную степень кандидата наук.
В качестве психодиагностических методов в исследовании были использованы «Методика диагностики личностной зрелости» В.А.Руженкова, В.В.Руженковой и И.С.Лукьянцевой и «СЭИ-тест» Е.Л.Солдатовой – тест эго-идентичности. Методика диагностики личностной зрелости В.А.Руженкова, В.В.Руженковой и И.С.Лукьянцевой позволяет исследовать как общий уровень психологической зрелости личности, так и выявить уровень её развития по отдельным характеристикам, а именно ответственности, терпимости, саморазвития, позитивного мышления и самостоятельности [17]. «СЭИ-тест» Е.Л.Солдатовой – тест эго-идентичности позволяет исследовать структуру статусов эго-идентичности и выявить её ведущий статус, согласно концепции статусэв эго-идентичности Е.Л.Солдатовой, которая является трёхуровневой и включает в себя статусы: А – автономный (достигнутая идентичность), С – диффузный (идентичность не достигнута), Ф – предрешённый (нормативный кризис — идут поиски идентичности) [18]. В качестве методов статистического анализа были использованы параметрический критерий для двух независимых выборок t – Стьюдента и коэффициент ранговой корреляции r-Спирмена. Расчёты проводились с использованием программного пакета STATISTICA.

Проведение сравнительного анализа показателей общего уровня психологической зрелости личности, её отдельных характеристик и структуры эго-идентичности лиц с панически атаками и лиц, у которых данный симтомокомплекс отсутствует, позволило получить ряд статистически значимых различий, которые позволяют интерпретировать данные результаты как характеристики, указывающие на специфику формирования психологической зрелости у лиц, страдающих паническими атаками.
В результате анализа данных полученных при применении методики диагностики личностной зрелости» В.А.Руженкова, В.В.Руженковой и И.С.Лукьянцевой были обнаружены различия на высоком уровне статистической значимости по следующим параметрам: «общий уровень», «терпимость», «позитивное мышление», «самостоятельность». По параметру «ответственность статистических различий не выявлено. Данные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1
Результаты применения параметрического критерия сравнения для двух независимых групп t – Стьюдента параметров «общий уровень», «ответственность», «терпимость», «позитивное мышление», «самостоятельность» в экспериментальной и контрольной группах

Рисунок 1. Общий уровень психологической зрелости

Рисунок 2. Компоненты психологической зрелости

Также выявлены различия в структуре распределения показателей параметров психологической зрелости. Если у лиц, у которых панические атаки отсутствуют, их показатели находятся примерно на одном уровне, их отличия незначительны, т.е. качества личности, соответствующие этим параметрам, развиты равномерно, то у лиц, испытывающих приступы панических атаки, структура их развития характеризуется хаотичностью, неравномерностью развития. Набольшие различия имеют показатель ответственности, уровень  развития которого не уступает уровню развития у тех, у кого панические атаки отсутствуют, и показатель позитивного мышления, который значительно ниже. По показателю позитивного мышления также выявлены максимальные различия  его значений в экспериментальной и контрольной группах по сравнению с остальными.

Анализа данных полученных в результате применения  методики «СЭИ-тест» Е.Л.Солдатовой – тест эго-идентичности были выявлены различия на высоком уровне статистической значимости по параметрам: «А — автономный», «С — диффузный», По параметру «Ф — предрешённый» статистических различий не выявлено. Данные результаты представлены в таблице 2 и на рисунке 3.

Таблица 2 — Результаты применения параметрического критерия сравнения для двух независимых групп t – Стьюдента для переменных «А — автономный», «С — диффузный», «Ф — предрешённый»

Рисунок 2. Статусы эго-идентичности

Корреляционный анализ частоты приступов панических атак (количество панических атак в месяц) с параметрами психологической зрелости личности и статусов эго-идентичности у лиц с паническими атаками показал статистически значимые корреляционные связи данного параметра с параметрами: «ответственность», «саморазвитие», «позитивное мышление», «А — автономный», «С — диффузный», «Ф — предрешённый». С параметрами «общий уровень», «терпимость», «самостоятельность» корреляционные связи не установлены. Применение коэффициента ранговой корреляции r-Спирмена обусловлено тем, что данные параметра «частота панических атак» в отличие от остальных не имеют нормального распределения. Статистически значимыми считались корреляционные связи при р > 0,05. Данные результаты приведены в таблице 3.

Таблица 3 — Результаты корреляционного анализа с применением коэффициента ранговой корреляции r-Спирмена

 

При этом положительная корреляция отмечается у параметра психологической зрелости «ответственность» при отрицательной корреляции с параметрами «позитивное мышление» и «саморазвитие». Со статусами эго-идентичности положительная корреляция выявлена со статусом «С — диффузный», со статусами  «А — автономный», «Ф — предрешённый» — отрицательная. Таким образом, чем выше показатель ответственно и показатель диффузного статуса эго-идентичности и ниже показатели позитивного мышления и саморазвития и автономного и предрешенного статусов – тем чаще приступы панических атак и наоборот.

Анализ полученных в результате проведённого исследования результатов позволяет сделать следующие выводы. Психологическая зрелость личности и её ведущий компонент «эго-идентичность» у лиц с паническими атаками имеют особенности, которые могут иметь влияние на развитие у данных лиц симптомокомплекса панических атак, и соответственно, панического расстройства. Психологическая зрелость личности у лиц, страдающих паническими атаками,  характеризуется неравномерным развитием таких качеств как ответственность, терпимость, саморазвитие, самостоятельность, позитивное мышление, при общем пониженном уровне её развития по сравнению с лицами, проблем с паническими атаками не испытывающими. При этом фактором, способствующим развитию симптомокомплекса, может являться не сам по себе пониженный уровень развития психологической зрелости, а дисбаланс между высоким уровнем развития ответственности и недостаточным уровнем развитием позитивного мышления, и чем он больше, тем интенсивнее может проявляться симптомокомплекс. Если уровень развития ответственности у лиц с паническими атаками не имеет различий с его уровнем у  здоровых лиц, т.е. находится на одном уровне, то уровень развития позитивного мышления имеет самые большие различия, у лиц с паническими атаками он значительно ниже.
Эго-идентичность у лиц, страдающими паническими атаками, преимущественно находится в диффузном статусе, т.е. является недостигнутой. Предрешённый статус эго-идентичности, а стало быть, факт нахождения человека в периоде входа/выхода из нормативного кризиса на формирование симптомокомплекса панических атак влияния не оказывает.

Таким образом, к паническим атакам человека может приводить его нереалистичное восприятие действительности, обусловленное когнитивными искажениями, при которых человек воспринимает, прежде всего, негативные стороны событий в его жизни, преувеличивая их значимость. Высокий уровень ответственности обуславливает высокий уровень требований к себе, которым он не может соответствовать, поскольку преувеличивает сложность возникающих проблем и недооценивает свои собственные силы, что приводит к постоянным тревожным ожиданиям и страхам, что не сможет справиться с данными проблемами, либо не получит желаемые результаты. Возрастающая в связи с этим тревожность постепенно провоцирует вегетативные реакции и приводит к приступу панической атаки, однако, поскольку формирование симптомокомплекса занимает длительное время и событий которые вызывают тревожные ожидание может быть множество, связь между приступом панической атаки и конкретными событиями, как правило, не осознаётся.
Ошибочная интерпретация симптомов вегетативного возбуждения как угрозы для жизни, что также связано с низким уровнем позитивного мышления, и страх повторения приступа, приводит к так называемой «тревожной чувствительности». А именно, человек тщательно дифференцирует возникающие ощущения в теле в поисках тех, которые сигнализируют о приближении приступа, а также избегает мест, где возможно его повторение. Это, в свою очередь, также увеличивает тревожность и приводит к новым приступам, которые теперь становятся уважительной причиной, по которой человек не может соответствовать своим требованиям к себе и имеет недостаточный уровень самореализации. Вторичная выгода, наряду с тревожной чувствительностью может являться также фактором, поддерживающим расстройство.

Результаты исследования проясняют психологические механизмы формирования симптомокомплекса панических атак, которые следует учитывать при создании программ и методик психологической работы с лицами, страдающих паническими атаками.

Библиографический список

1. Васильева А., Караваева Т., Полторак С. Комбинированная терапия панических расстройств в кардиологической практике // Врач. — 2017. — №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kombinirovannaya-terapiya-panicheskih-rasstroystv-v-kardiologicheskoy-praktike . (дата обращения: 21.01.2021).
2. Гордеев С.А., Черемушкин Е.А., Петренко Н.Е., Алипов Н.Н. Факторы, влияющие на качество жизни и психо-социальную адаптацию пациентов с паническими атаками // МНИЖ. 2018. №10-2 (76). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-vliyayuschie-na-kachestvo-zhizni-i-psiho-sotsialnuyu-adaptatsiyu-patsientov-s-panicheskimi-atakami (дата обращения: 01.01.2022).
3. Гуреева И.Л. Психологические характеристики пациентов, страдающих паническими атаками на фоне ишемической болезни сердца // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-5. С. 266-272.
4. Дзюман Е.М., Михеева Г.Ф. Психотерапия панических атак: опыт групповой работы // Здравоохранение Югры: опыт и инновации. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihoterapiya-panicheskih-atak-opyt-gruppovoy-raboty . (дата обращения: 18.01.2021).
5. Злоказов К.В. Вопросы развития идентичности в работах последователей Эриксона // Педагогическое образование в России. 2015. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-razvitiya-identichnosti-v-rabotah-posledovateley-eriksona (дата обращения: 09.12.2021).
6. Лазурский, А. Ф.  Классификация личностей / под ред. М. Я. Басова, В. Н. Мясищева.  М.: Юрайт, 2019. 274 с.
7. Левин О.С. От вегетативных кризов к паническим атакам… и обратно? // СТПН. — 2018. — №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-vegetativnyh-krizov-k-panicheskim-atakam-i-obratno . (дата обращения: 16.01.2021).
8. Липовая О.А., Соколовский Г.В. Психологические особенности панических атак // Вестник Таганрогского института имени АП Чехова. – 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-panicheskih-atak (дата обращения: 15.01.2020).
9. Митина Л.В., Ховрина Л.Л. Особенности психологической коррекции пациентов с психическими атаками // Естественные науки. Академический журнал Западной Сибири No1 (56), Том 11, 2015. С 44 – 45.
10. Моор Л.В., Рахманова Л.Д. Клинико-динамическая характеристика и факторы риска панических расстройств // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2019. № 3 (104). С. 14 – 20.
11. Немых Л.С. Особенности диагностики панического расстройства // Прикладные информационные аспекты медицины. 2015. Т. 18. № 5. С. 63-68.
12. Никитина В.Б., Казенных Т.В. Прогнозирование риска панического расстройства // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. С. 215.
13. Паническое расстройство у взрослых: клинические рекомендации. М.: Российское общество психиатров, 2016. 47 с.
14. Пастух И.А. Психологические особенности больных коморбидными паническим расстройством и агорафобией / Университетская наука: взгляд в будущее. // Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 81-летию Курского государственного медицинского университета и 50-летию фармацевтического факультета: в 3-х т. — Курск: Курск. гос. мед. университет, 2016. Т. II. С. 242-245.
15. Патяева Е.Ю. На пути к культурно-исторической теории мотивации: уровневая концепция человеческих действий П. Жане — Культурно-историческая психология 2011. Том. 7, № 1. С 49-62.
16. Петрусева М.С. Личностные особенности людей, переживающих панические атаки: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2013. 28с.
17. Руженков В.А. Руженкова В.В.Лукьянцева И.С. Методика диагностики личностой зрелости//Научные ведомости. Серия Медицина. Фармация. 2016. № 26 (247). Выпуск 36. С. 65–70.
18. Солдатова Е.Л. Нормативные кризисы развития личности взрослого человека: автореф. дис. … д-ра психол. наук : Екатеринбург : Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. 2007. 43 с.
19. Шиков А.С., Якупов Э.З. Особенности дифференциальной диагностики панических атак в приемном отделении // Вестник современной клинической медицины. — 2018. — №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-differentsialnoy-diagnostiki-panicheskih-atak-v-priemnom-otdelenii  (дата обращения: 21.01.2021).
20. Шукиль Л. В., Стаценко О. А., Кузнецова И. Г. Влияние стрессовых воздействий на формирование и динамику симптомокомплекса агорафобии с паническим расстройством // Омский психиатрический журнал. — 2015. — №1 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-stressovyh-vozdeystviy-na-formirovanie-i-dinamiku-simptomokompleksa-agorafobii-s-panicheskim-rasstroystvom (дата обращения: 23.01.2021).
21. Эриксон Э. Детство и общество / пер с англ. А.Алексеева. М: Летний сад, 2000. 416 с.
22. Baugher B.J. Perceiving Panic: Panic Disorder and Comorbid Medical Conditions // Сoncept.journals.villanova.edu. — 26 Apr 2020. URL: http://www.freefullpdf.com/#gsc.tab=0&gsc.q=Panic%20attacks&gsc.sort=date&gsc.page=2  (date of treatment: 07.01.2020).
23. Eun Jeong Kim and Yo n g-Ku Kim Panic disorders: The role of genetics and epigenetics // AIMS Genetics.  2018. № 5(3) P 177–190. DOI: 10.3934/genet.2018.3.177.
24. Faretta E., Leeds A. EMDR thERapy of panic DisoRDER anD agoRaphobia: a REviEw of thE Existing literature // Clinical Neuropsychiatry.  2017. № 14, 5. P. 330-340. URL: https://www.emdr-es.org/Content/PDF/EMDR-therapy-of-panic-disorder-and-agoraphobia-a-review-of-the-existing-literature.pdf (date of treatment: 07.01.2020).
25. Inoue K., Kaiya H., Hara N., Okazaki Y. Comparison of clinical features of panic disorder patients with and without family history of psychiatric disorders // Наука и здравоохранение. 2017. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/comparison-of-clinical-features-of-panic-disorder-patients-with-and-without-family-history-of-psychiatric-disorders (date of treatment: 07.01.2020).
26. Kemp K. A., Goldstein N.S.  Zelle H., et al. Building Consensus on the Characteristics of Developmental Maturity: A Cross-Disciplinary Survey of Psychologists (2017) // International Journal of Forensic Mental Health Vol. 16 Iss. 1 (2017) p. 83 — 91.  doi.org/10.1080/14999013.2016.1235626
27. López J.O., González J.R., García-Palacios A., Arbona C.B. Influence of vulnerability factors in panic disorder severity // Psicothema. 2016. N 2 (28). P 167-173.  doi: 10.7334/psicothema2015.223.
28. Wood C. M.; Cano-Vindel A., Salguero, J.M. Multi-factor model of panic disorder: Results of a preliminary study integrating the role ofperfectionism, stress, physiological anxiety and anxiety sensitivity // Anales de psicología. 2015. № 2 (31) (mayo), P 481-487 URL:  http://dx.doi.org/10.6018/analesps.31.2.184241 . (date of treatment: 07.02.2020).

Статья опубликована в сборнике научных конференций ОППЛ «МНОГОМЕРНОСТЬ БУДУЩЕГО — РЕАЛЬНОСТЬ ПОЛИМОДАЛЬНОСТИ. ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ, ПСИХИАТРИЯ». Новосибирск: Манускрипт, 2022. 184 с. eLIBRARY ID: 47929199

Поделитесь с друзьями