Утверждение о том, что «все люди би от рождения», под которым имеется в виду что «би» — это бисексуальная сексуальная ориентация, многими психологами и сексологами произносится с такой уверенной и безапелляционной интонацией, как будто бы это аксиома, не требующая никаких доказательств. При этом ссылаются на Фрейда. Ну, раз великий Зигмунд сказал – то значит без вариантов, все бисексуально ориентированы ещё в утробе матери, а уж после рождения и подавно. Однако, что очень странно, ко многим другим идеям основателя психоанализа, эти же люди относятся почему-то весьма скептически. И, что ещё более странно, когда их просишь дать ссылку хотя бы на один труд Фрейда, где он бы утверждал, что все люди имеют бисексуальную половую ориентацию, чтобы я, вероятно дремучий и необразованный в этом плане, мог бы в этом просветиться, испытывают очень большие затруднения.
Никто ещё ни одного труда не назвал. Точнее называют некоторые работы, например, «Три очерка по теории сексуальности» [2], но только в них не ничего подобного Фрейд не утверждал, а утверждал прямо противоположное. Также ссылаются на некий труд Фрейда 1937 года, в котором он якобы утверждал, что все люди являются бисексуальными и распределяют свое либидо на объекты обоих полов в той или иной степени открытости проявления. Но, название этого труда почему-то держат в секрете. Однако, в 1937 году Фрейд написал всего две работы: «Конструкции в анализе» и «Конечный и бесконечный анализ». Обе работы посвящены теории и практике психоанализа и ни в одной из этих работ ни слова о бисексуальности нет вообще…
Но, как говорится, дыма же без огня не бывает. Так откуда же этот «дым» и с каких «дров»? «Дым этот из «топки науки», действительно начал подыматься в конце XIX века, т.е. из того времени когда жил и творил Фрейд, и даже из города Вена, где он жил и творил. И, действительно, именно в это время и в этом городе появилась теория «конституциональной бисексуальности», которая действительно является врождённой. Но, только вопреки утверждениям анонимных «знатоков», писавших статью об этой теории в Википедии, и тех, кто бездумно это у них переписал в свои лекции и статьи, «дрова» эти в «топку науки» подбросил не Фрейд, а его коллега, также как и Фрейд, врач-психиатр Вильгельм Флисс. Кроме этой теории, Флисс известен ещё как автор теории о физическом, эмоциональном и интеллектуальном циклах биоритмов у человека, каждый из которых составляет строго фиксированное количество дней.
Если теорию конституциональной бисексуальности изложить коротко, то, по мнению Флисса, она выражается в том, что эмбрион человека содержит признаки обоих полов, т.е. бисексуален, а после рождения, когда человек становится моносексуальным, у человека остаются рудиментарные признаки противоположного пола, такие как соски у мужчин, женский клитор рассматривается как недоразвитый мужской член, вне зависимости от пола в организмах вырабатываются как мужские, так и женские гормоны. И в этом плане человек действительно бисексуален, вряд ли кто-нибудь в этом Вильгельма Флисса сможет опровергнуть. Только причём здесь сексуальная ориентация? Тем, кто в слове «бисексуальность» видит исключительно указание на сексуальную ориентацию, напомню, что слово «секс» в европейских языках может означать ещё и «пол», а не только то, что возникает в их воспалённом воображении.
Дальнейшее развитие эта теория получила у Отто Вейнингера, венского философа, который экстраполировал её и на область психики человека, полагая, что каждый человек, вне зависимости от пола, состоит из смеси некого мужского и женского вещества, проявляя как мужское, так и женское в своём характере и во всей своей деятельности в зависимости от пропорций этого вещества. Свои идеи Вейнингер изложил в нашумевшей в то время книге «Пол и характер» [1]. Этот его труд мог бы претендовать на то, чтобы стать уникальным научным исследованием данной темы, если бы не крайняя тенденциозность в оценке того, что он считал мужским и женским. Женское начало Вейнингером нещадно принижалось, он его «доисследовал» до того, что доказал в этой книге, разумеется, прежде всего самому себе, что женщина не может быть личностью и представляет из себя ничто иное как «аппарат для онанизма». Соответственно, и всё женское в его понимании оценивалось как недостойное и низменное. Читая книгу Вейнингера, возникает ощущение, что автор на женщин за что-то очень сильно обижен и эта книга – это ничто иное как месть всем женщинам сразу. Возможно, что эта обида и послужила причиной того, что написав книгу, Отто Вейнингер в возрасте 23 лёт свёл счёты с жизнью.
И тот и другой входили в круг общения Фрейда и, разумеется, взгляды и того и другого ему были известны. Теорию конституциональной бисексуальности Фрейд упоминает в первом из «Трёх очерках о сексуальности», в чём-то на неё опирается, в чём-то критикует. При этом он, вероятно специально для тех, кто будет его истолковывать тенденциозно в угоду своим взглядам, даже даёт её краткую расшифровку
«W. Fliess предъявил свое право собственности на идею о бисексуальности (в смысле двуполости).[2]»
Взгляды Вейнингера, Фрейд, судя по тому, что он дал отрицательный отзыв на его книгу «Эрос и психика, которая являлась первоначальным вариантом «Пола и характера», издателю, который собирался его печатать, не одобрял. Как не считал, что конституциональная бисексуальность означает бисексуальность в плане ориентации:
«Взгляд, вытекающий из этих давно известных анатомических фактов, состоит в допущении первоначального бисексуального предрасположения, переходящего в течение развития в моносексуальность с незначительными остатками другого пола.
Весьма естественно было перенести этот взгляд на психическую область и понимать инверзию в различных ее видах как выражение психического гермафродитизма. Чтобы решить вопрос, недоставало только постоянного совпадения инверзии с душевными и соматическими признаками гермафродитизма.
Однако это ожидание не оправдалось. Зависимость между предполагаемым психическим и легко доказуемым анатомическим гермафродитизмом нельзя представить себе такой тесной. Часто у инвертированных наблюдается вообще понижение полового влечения и незначительное анатомическое уродство органов. Это встречается часто, но никоим образом не всегда или хотя бы в большинстве случаев. Таким образом, приходится признать, что инверзия и соматический гермафродитизм в общем не зависят друг от друга.[2]»
И даже подчёркивал недопустимость такого вульгарного толкования:
«Замена психологической проблемы анатомической в равной мере бессильна и неоправдываема.[2]»
Термином «инверзия» (обращение вспять) в этой работе Фрейд обозначил отклонение влечения с «нормального объекта», т.е. лица противоположного пола, на свой пол. «Инвертированный» — это, соответственно, человек, чьё влечение или либидо отклонилось от «нормы», т.е. объекта противоположного пола. Термин «Психический гермафродитизм» принадлежит Рихарду фон Крафт-Эбингу, автору труда «Половая психопатия» и обозначал как раз влечение к двум полам полам одновременно, т.е. ту самую бисексуальную ориентацию. А сам термин «ориентация» появился позднее, Фрейд для обозначения этого понятия использовал термины «влечение» и «либидо». Однако значение термина «либидо» намного шире, чем просто половое влечение.
Что же касается направления влечения, т.е. половой ориентации, то Фрейд полагал, что оно не даётся человеку при рождении как нечто готовое и заранее предопределённое, а формируется в процессе его физиологического и психологического развития. При этом либидо в своём формировании проходит через несколько этапов. На первом этапе по мнению Фрейда, объектом либидо является сам человек, оно аутоэротично. Выражается это влечение через вначале через акт сосания младенца, при котором ощущения, которые Фрейд считает эротическими, сосредотачиваются в области рта («оральная» стадия с рождения и примерно до полутора лет, пока продолжается кормление грудью). Далее ребёнка привлекают ощущения в области ануса, которые он испытывает при дефекации. Фрейд пишет, что некоторые младенцы даже специально накапливают каловые массы, чтобы получить порцию этих ощущений побольше. Это так называемая «анальная» стадия, которая в норме продолжается примерно до возраста трёх лет. А с этого возраста начинается фаллическая стадия, в которой ребёнка привлекают собственные половые органы и ощущения с ними связанные. Ребёнок начинает их активно изучать, играть с ними, совершать действия, внешне похожие на мастурбацию, но которые, разумеется, никакой мастурбацией являться не могут (Фрейд назвал это инфантильной мастурбацией).
На фазе, которая получала название латентной и которая ориентировочно проходит с 6 до 10 — 12 лет объект влечения меняется, влечение обращается на родителей и других значимых людей окружающих ребёнка и детей того же пола, но оно на время теряет свой эротический характер. Как писал Фрейд, близких своих дети любят «притуплённым либидо». Дети в этот период активно контактируют с детьми преимущественно своего же пола, проводят время вместе, играют, учатся и т.д.
А со времени пубертатного периода, т.е. начала полового созревания, примерно с 10 — 12 лет, начинается генитальная стадия, на которой происходит окончательная дифференциация между мужским и женским и появляется интерес к противоположному полу, который начинает иметь по мере его развития всё более и более отчётливый эротический характер, т.е. объектом влечения становятся лица противоположного пола. Завершается стадия полным физиологическим и психологическим созреванием человека, которое позволяет ему вступать в зрелые половые отношения.
Это если очень коротко и схематично о психоаналитической теории формировании сексуальности, автором которой является Фрейд. Что же касается инверзии, т.е. обращения сексуального влечения на свой пол, то причинами её, как считал Фрейд, является так называемая фиксация на догенитальных стадиях развития, когда человек переходит на последущую стадию развития, не завершив предыдущую, т.е. его либидо столкнулось с какими-то либо препятствиями на пути своего развития, которые отклоняют от того пути, которое должно пройти в процессе своего формирования. В результате чего стадии смешиваются, либидо формируется искажённым, и поэтому на генитальной стадии развития может вместо влечения к противоположному полу появится влечение к своему, либо такое влечение появляется наряду с влечением к противоположному полу. Также инверзия может быть результатом регрессии на догенитальные стадии развития, что может происходить в результате психической болезни.
Многие положения теории Фрейда подвергаются критике, но весь фокус в том, что за последующие более чем сто лет со времени её создания никто ни смог предложить по этому поводу ничего другого, что более вразумительноё, чем создал он. Поэтому, конечно, в частностях этой теории мы можем найти много чего ошибочного и противоречивого, но, по сути то, что в этой теории описал Фрейд, имеет место быть. Теория эта является общеизвестной, все кто учился в психологическом вузе знают её чуть ли не наизусть и не заметить, что она никак не стыкуется с утверждением о врождённости бисексуальной ориентации, просто невозможно.
Тем не менее, в многочисленных статьях, лекциях и обсуждениях темы ориентации это утверждение всплывает с невероятной частотой. Нетрудно заметить, что убедить в этом пытаются, прежде всего, те, кто сами имеют ориентацию, отличающуюся от гетеросексуальной. И нетрудно понять цель, для чего это делается. Если бы действительно дело обстояло таким образом, что человек рождался с заложенной в нём бисексуальной ориентацией, то получалось бы, что гетеросексуальный в плане влечения человек – это на самом деле бисексуал, который пока просто не осознал свою истинную природу и его нужно только к этому подтолкнуть. Вот это они и пытаются сделать всеми силами…
Поэтому утверждение о врождённости бисексуальной ориентации это такой же миф, как и утверждения о генетической обусловленности гомосексуальной ориентации, и её формировании до рождения в процессе развития плода, который создаётся путём подмены понятий и подтасовки фактов.
Библиографический список
1. Вейнингер О. Пол и характер. М.: АСТ, 2021. — 544 с.
2. Фрейд З: Очерки по теории сексуальности. М.: АСТ, 2012. — 212 с.
©Иванец Ю.В.
Поделитесь с друзьями