Закон о психологической помощи в РФ. статья вторая

II

Если на негативные последствия наличия в законе фразы о том, что психолог обязан иметь психологическое образования с дипломом не ниже уровня специалиста психологическое сообщество уже отреагировало и высказало своё несогласие с данным положением в законе, то на второе требование этого закона к психологу, а именно обязательное членство в саморегулируемой организации психологов, психологическое сообщество пока никакого внимания не обратило. А зря, данное требование также таит в себе немалое зло, которое неминуемо негативно отразится как на психологах, так и на клиентах.

Прежде всего замечу, что создание саморегулирумой организации, это непростой и не быстрый процесс. Согласно Закону РФ «О саморегулируемых организациях, такая организация должна иметь в своих рядах не менее 100 членов – физических лиц или не менее 25 юридических. Проект закона о психологической помощи в Российской Федерации членство юридических лиц в саморегулируемых организациях психологов  не предусматривает, поэтому чтобы создать такую саморегулируемую организацию нужно привлечь в её ряды не менее 100 психологов и при этом тщательно следить, чтобы их количество не уменьшилось менее этой цифры, т.к в этом случае саморегулируемая организация исключается из реестра, а стало быть все её члены становятся вне закона. Поскольку проект закона предусматривает также  создание Всероссийского объединения саморегулируемых организаций психологов, то таких саморегулируемых организаций должно быть создано несколько. И  всё это должно быть создано до 1 января 2016 года.  Я полагаю, что процесс создания саморегулируемых организаций потребует намного больше времени, если они вообще будут созданы.

Впрочем, пусть это будет головной болью «уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере психологической помощи», полномочия которого прописаны  в  статье  15 данного законопроекта. Замечу, что в проекте закона нигде не указывается, что это будет за бюрократическая структура, видимо, что-то вроде «министерства психологии».  Я полагаю, что создание этого «уполномоченного органа»  и есть вторая цель лоббистов этого закона, им, видимо, и имя «министра» уже известно.

Но, вернёмся к вопросу создания и деятельности саморегулируемых организаций психологов.  Предположим, что собрались 100 или более психологов и создали всё-таки такую организацию. Поскольку на саморегулирумую организацию психологов Закон о психологической помощи в РФ возлагает ряд функций, то для их осуществления организации естественно  потребуются финансовые ресурсы. Статья 12 Закона РФ о саморегулируемых организациях предусматривает следующие источники их финансирования:

 1) регулярные и единовременные поступления от членов саморегулируемой организации (вступительные, членские и целевые взносы);

2) добровольные имущественные взносы и пожертвования;

3) средства, полученные от оказания услуг по предоставлению информации, раскрытие которой может осуществляться на платной основе;

4) средства, полученные от оказания образовательных услуг, связанных с предпринимательской деятельностью, коммерческими или профессиональными интересами членов саморегулируемой организации;

5) средства, полученные от продажи информационных материалов, связанных с предпринимательской деятельностью, коммерческими или профессиональными интересами членов саморегулируемой организации;

6) доходы, полученные от размещения денежных средств на банковских депозитах;

7) другие не запрещенные законом источники.

            Давайте разберёмся, какие из них могут быть реально использованы для финансирования саморегулированных организаций психологов.  Начнём с конца.

Пункт 7: другие, не запрещённые законом источники. Может быть кто-нибудь такие и найдёт, но, при этом нужно учесть, что предпринимательскую деятельность саморегулируемая организация вести не может, не может она и становится участником хозяйственных товариществ и обществ (статья 14 Закона РФ о саморегулируемых организациях).  Поэтому, скорее всего этот пункт отпадает.

Пункт 6: доходы, полученные от размещения денежных средств на банковских депозитах; Для того, чтобы положить средства на депозит, их нужно сперва каким-то образом заработать. Это во первых. А во вторых, процент по депозитам, как правило, даже меньше инфляции, поэтому депозиты не смогут быть даже просто инструментом сохранения денежных средств саморегулируемых организаций. Поэтому этот источник финансирования вряд ли может быть источником значительных денежных поступлений.

Пункт 5 и пункт 3: продажа информации и информационных материалов. Мне здесь  вообще непонятно, что здесь имеется в виду, конфиденциальной информацией, что ли предлагается торговать? Поэтому эти источники финансирования тоже отпадают.

Пункт 4: Средства, полученные от оказания образовательных услуг. В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Законопроекта  о психологической помощи в РФ саморегулируемая организация психологов должна обеспечить своих членов повышением квалификации. Однако, законом не предусмотрено оплаты за это. Поэтому этот источник финансирования тоже придётся отмести.

Пункт 2: добровольные имущественные взносы и пожертвования; А здесь и комментарии излишни. Мечтать может быть и не вредно, но таких дураков нет.

И что у нас остаётся? А остаётся у нас пункт 1: регулярные и единовременные поступления от членов саморегулируемой организации — вступительные, членские и целевые взносы. Т.е. члены саморегулируемой организации психологов должны содержать её исключительно на собственные деньги, других источников финансирования саморегулируемых организаций психологов, увы, нет.

А теперь давайте посмотрим, какие расходы должен покрывать бюджет саморегулируемой организации психологов. Прежде всего, как у любой конторы, у саморегулируемой организации должен быть офис, начальник, бухгалтер  и счёт в банке. Соответственно, расходы на аренду, телефон, интернет, обслуживание банковского счёта, фонд оплаты труда этих двух лиц, налоги и сборы – это уже как минимум несколько сот тысяч рублей в месяц даже, если офис будет небольшой, а финансовые аппетиты этих лиц будут более чем скромными. В соответствии с законопроектом, саморегулируемая организация должна решать все бюрократические вопросы, связанные с членством в организации, вести реестр психологов,  вести перечни рекомендованных средств и методов психологической помощи, организовать информационное и методическое обеспечение своих членов и т.д. Это означает, что в штате саморегулируемой организации должны состоять специально обученные для выполнения всей этой работы люди, и, соответственно, в бюджет организации нужно заложить средства на оплату их труда.

Кроме этого, Закон о саморегулируемых организациях требует проводить проверку деятельности каждого члена организации не реже чем раз в три года. Учитывая то, что в саморегулируемой организации должно состоять не менее 100 психологов, то в её штате должны быть и специальные «ревизоры», оплату работы которых, естественно, также нужно предусмотреть в бюджете. Что и как они будут проверять в  законопроекте не сказано, что, кстати,  также вызывает немало вопросов. Ещё Закон о саморегулируемых организациях предписывает в обязательном порядке ежегодно проводить внешний аудит финансовой деятельности саморегулируемой организации. На эту дорогостоящую процедуру в бюджете организации тоже должны быть заложены средства.

В соответствии с законопроектом, не реже, чем один раз в 5 лет все члены саморегулируемой организации психологов должны за её  счёт проходить повышение квалификации. Поэтому, к ко всему вышеописанному нужно добавить затраты на оплату преподавателей, которые эти занятия будут проводить, и на аренду учебных аудиторий. Также, поскольку саморегулируемая организация по закону будет состоять во Всероссийском объединении саморегулируемых организаций психологов, то она должна будет из своего бюджет платить ещё и свои членские взносы в это объединение, чтобы оно могло выполнять возложенные на него функции, это будут тоже немаленькие суммы.

И это лишь самые очевидные статьи расходов, на которые должны быть заложены средства в бюджете саморегулируемой организации и наверняка этот список далеко не исчерпывающий. Однако, даже на основании этого, можно сделать вывод, что годовой бюджет даже самой небольшой саморегулируемой организации будет представлять из себя не менее чем восьмизначную цифру. А поскольку мы уже выяснили, что единственным надёжным источником формирования этого бюджета являются членские взносы психологов, состоящих в саморегулируемой организации, то представьте, какие суммы ежемесячно должны будут отстёгивать психологи для того, чтобы прокормить этих бюрократических паразитов, которых они должны создать сами по воле депутатов!

А у психологов, как известно, источником формирования их бюджета являются средства, получаемые от клиентов в качества оплаты за их услуги. И, если из этих средств значительная часть будет уходить в виде членских взносов в саморегулируемую организацию, то, чтобы компенсировать эти потери психологи будут вынуждены сделать что? Правильно, поднять цены на свои услуги, причём поднять в разы. Будет ли это  способствовать «целям «последовательного повышения уровня психологического благополучия и здоровья населения РФ», во имя которых якобы принимается данный закон? Ответ, я думаю, всем очевиден.

Однако поборами на содержание саморегулированной организации дело не ограничиться. Согласно проекту Закона о психологической помощи в РФ, психологи также обязаны платить ещё и взносы в компенсационный фонд, который в соответствии с пунктом 2 статьи 29 законопроекта должна формировать саморегулируемая организация психологов для «обеспечения ответственности своих членов перед получателями психологической помощи и третьими лицами». Причём, в списке обязанностей психологов, перечисленных пункте 4 статьи 18, эта обязанность закреплена специальным подпунктом. Но вот, что удивительно, в законопроекте нигде не прописано в каких случаях, на каком основании, в каких размерах и каким образом получатели психологической помощи или эти никак не обозначенные в законе «третьи лица» могут эти компенсации получить! Более того, в статье 11, в которой прописаны права и обязанности получателя психологической помощи, нет нигде никакого упоминания о том, что у получателя психологической помощи есть вообще такое право! Т.е. психолог обязан платить взносы в компенсационный фонд, но клиента нет никаких прав на получения из него выплат!

Впрочем, даже если такое право в законе появится, то шансы на то, что в случае нанесения какого либо вреда в процессе оказания психологической помощи  пострадавший сможет получить какое-либо возмещение из этого фонда, по причинам, о которых я ещё напишу ниже, всё равно будут равны нулю. Поэтому обязанность формирования компенсационных фондов в этом законопроекте предписывается вовсе не для защиты интересов получателей психологической помощи.  Закон о саморегулируемых организациях позволяет инвестировать средства компенсационного фонда в ценные бумаги, недвижимость и др. (статья 13), а это означает, что те, кто будут контролировать эти финансовые потоки, получат возможность хорошо погреть на этом руки. Правда этот же закон накладывает некоторые ограничения на использование полученной от этих операций прибыли, но все прекрасно понимают, что в нашей стране умные люди всегда найдут законный способ эти ограничения обойти. Я думаю, что теперь становится  очевидной и третья цель лоббистов законопроекта.

Читать продолжение статьи

Страницы 1 2 3 4 5 6

©Иванец Ю.В.

Поделитесь с друзьями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*